Справочник
Полный конспект для подготовки к заданиям Линии 1, 2 и 22.
Общие науки:
| Наука | Предмет изучения |
|---|---|
| Цитология | Наука о клетке (строение, органоиды, функции). |
| Генетика | Закономерности наследственности и изменчивости. |
| Селекция | Методы создания новых пород животных, сортов растений, штаммов бактерий. |
| Эмбриология | Зародышевое развитие организма (от зиготы до рождения). |
| Систематика | Классификация организмов, установление их родства. |
Частные науки (по объектам):
| Микология | Грибы |
| Вирусология | Вирусы |
| Микробиология | Бактерии и микроорганизмы |
| Ботаника | Растения (Альгология — водоросли, Бриология — мхи, Дендрология — деревья). |
| Зоология | Животные (Энтомология — насекомые, Ихтиология — рыбы, Орнитология — птицы, Териология — млекопитающие). |
| Антропология | Человек (происхождение, расы). |
???? Лайфхак:
• Анатомия (Морфология): Изучает СТРОЕНИЕ (внутреннее или внешнее). Ответ на вопрос «Как устроено?».
• Физиология: Изучает ФУНКЦИИ и процессы жизнедеятельности (дыхание, фотосинтез, проведение импульса). Ответ на вопрос «Как работает?».
• Анатомия (Морфология): Изучает СТРОЕНИЕ (внутреннее или внешнее). Ответ на вопрос «Как устроено?».
• Физиология: Изучает ФУНКЦИИ и процессы жизнедеятельности (дыхание, фотосинтез, проведение импульса). Ответ на вопрос «Как работает?».
| Уровень | Примеры (Маркеры для ЕГЭ) |
|---|---|
| Молекулярный | Репликация ДНК, транскрипция, синтез белка, мутация гена, молекула гемоглобина, вирус (как кристалл). |
| Клеточный | Деление клетки (митоз), фагоцитоз, эритроцит, амеба, хламидомонада, строение органоидов. |
| Организменный | Особь (слон, дуб), работа систем органов (кровообращение), нейрогуморальная регуляция, онтогенез. |
| Популяционно-видовой | Стадо оленей, стая волков, популяция берез, вид Homo sapiens, эволюционные процессы (дрейф генов, борьба за существование). |
| Биогеоценотический | Лес, пруд, луг, симбиоз актинии и рака, цепи питания, круговорот веществ в экосистеме. |
| Биосферный | Глобальный круговорот воды/азота/углерода, озоновый слой, ноосфера, вся живая оболочка Земли. |
Свойства живого:
- Обмен веществ (метаболизм): Дыхание, питание, выделение.
- Самовоспроизведение: Размножение.
- Наследственность: Передача признаков потомству.
- Изменчивость: Приобретение новых признаков.
- Раздражимость: Реакция на стимулы (таксисы, тропизмы, рефлексы).
- Гомеостаз: Постоянство внутренней среды.
Цитология
| Световая микроскопия | Живые и мертвые клетки, цветное изображение. Видно: ядро, хлоропласты, вакуоли, стенку, деление. |
| Электронная микроскопия | Только мертвые, ч/б, огромное увеличение. Видно: рибосомы, мембраны, вирусы (ультраструктура). |
| Центрифугирование | Разделение органоидов по плотности/массе (тяжелые оседают первыми). |
| Метод меченых атомов | Использование изотопов для слежения за путем вещества (фотосинтез). |
| Хроматография | Разделение веществ (пигментов) по скорости движения в адсорбенте. |
Генетика
| Гибридологический | Скрещивание (Г. Мендель). Не применяется для человека! |
| Генеалогический | Составление родословных. Тип наследования признака у человека. |
| Близнецовый | Влияние среды vs генотипа (однояйцевые близнецы). |
| Цитогенетический | Микроскоп + хромосомы. Изучение кариотипа, геномных мутаций (с. Дауна). |
| Секвенирование | Определение последовательности нуклеотидов в ДНК. |
1. Нулевая гипотеза (H0)
Это предположение, что связи между переменными нет.
Шаблон: "Изучаемый параметр (Y) не зависит от задаваемого условия (X)".
Независимая (X)
То, что меняет/задает сам экспериментатор (причина: свет, температура, концентрация).
Зависимая (Y)
То, что меняется само в ответ и что мы измеряем (следствие: рост, скорость реакции).
Отрицательный контроль
Эксперимент, в котором изучаемый фактор не действует (или находится на базовом уровне).
Цель: Доказать, что изменения вызваны именно нашим фактором, а не случайными причинами. Все остальные условия должны быть константами.
Линия 1
Загрузка вопроса...
visibility
Нажмите, чтобы проверить себя info
Разбор задания
smart_toy AI Ответ
0%
Тест завершен!
Хорошая работа.
0 Верно
00:00 Время